Кривая мастерства
Изучаем опыт двух бойцов, летчика и шахматиста.
«Перед просветлением руби дрова и таскай воду. После просветления руби дрова и таскай воду».
Будучи человеком, который делает что-то хорошо, но мастером еще не стал, я иногда размышляю о мастерстве-и-том-откуда-оно-берется. Прочел меж делами две книги об этом и вот, пересказываю их.
«Мастерство» вышло в 1992 году, когда автору — психологу, учителю, мастеру айкидо и бывшему военному летчику — было уже почти 60, вопросы мастерства он исследовал десятилетиями. Но книга короткая и внятная. Выделю три мысли, на которых сам залип и вам советую.
1
«В долгосрочном плане нет ничего, кроме пути к мастерству, что позволило бы вести энергичную жизнь». Логично, в шестьдесят уже не так прыгается только за деньгами или только за удовольствиями и впечатлениями.
2
Современная культура враждебна мастерству. Люди хотят быстрых решений и достижений, хотят победу за победой, вершину за вершиной, хотят чередовать удовольствия погуще с наслаждениями пожирнее. Ждать не хотят. С 92-го всё, конечно, стало только хуже.
3
Наши организмы отвергают изменения, даже изменения к лучшему, так как гомеостаз, постоянство — синоним безопасности для них. Вы всегда ощущаете этот бунт, когда начинаете заниматься спортом или пытаетесь завести полезную привычку.
4
Кривая мастерства — это редкие ступеньки вверх и длинные горизонтальные «плато» между ними. Чтобы добраться до очередного улучшения, нужно долго практиковаться, часто без видимости какого-либо прогресса, без «быстрых вознаграждений». Много обычной ходьбы, мало эффектного альпинизма.
Нашлись и другие обобщения, которые я пытался применить к себе.

Чтобы научиться, нужен учитель [не понимаю, где бы его взять — где водятся эти околотекстовые мегапреподаватели?].

Постоянная практика необходима. Практика только ради денег — не практика мастера [воистину].

Еще необходимо на чем-то сосредоточиться. Простите, генералисты, но мастерством вселенная награждает за отказ от менее важного [воистину].

Нужно подчиняться (учителю или собственной воле) и нужно терпеть [эх].
Лучшими чаще становятся не самые талантливые, а самые последовательные [это хорошо, с талантом у меня — так себе].

Нужно создать себе систему внешней поддержки [Джордж, система сбора лайков считается системой поддержки?]

Стремление к победам и самоутверждению мешает. Выглядеть дураком и неумехой — важный и нужный этап! [плохо, я начисто лишен самоиронии].

Хотя не стоит так уж сильно стремиться к победам, и обязательно надо любить ровное бессобытийное плато, но и стремиться к пределам своих возможностей тоже надо, иначе пределы не отодвигаются.

Но хватит пересказывать, нас второй автор дожидается.
«Искусство учиться» написана позже (2007), вдвое более молодым человеком (31), который и вышепересказанного Леонарда уже читал (я проверил раздел «рекомендуемые книги» на его личном сайте). Эта книга длиннее, и в ней, помимо обобщений, гораздо больше личного: воспоминаний, эпизодов из биографии Джоша.

Он — prodigy, вундеркинд: начал участвовать в шахматных соревнованиях в восемь лет, выиграл первый детский чемпионат США в девять, потом становился чемпионом еще семь раз. В 11 лет сыграл вничью с Гарри Каспаровым, которому было 25.
Прославился, но не дошел до клуба гроссмейстеров, потому что… потому что… увлекся единоборствами, и в 28 лет стал чемпионом мира по Тайцзи Туйшоу. А еще у него черный пояс по джиу-джитсу.

Аналитический ум → два принципиально разных успеха → поиск закономерностей → универсальная методика самообучения. Вот такой у книги бизнес-план.

Аналитика аналитикой, но читать интересно, одна история про котика чего стоит.
Обучение — тот же путь к мастерству, так что повторы отдельных аксиом неизбежны.

«Занимайтесь тем, что вам нравится» = леонардовское «любите плато».
«Используйте оптимизм и «детское» поведение» = «не бойтесь выглядеть глупым.
И так далее. Оба пишут про самоконтроль. Мастером нельзя стать в юном возрасте прежде всего поэтому: еще не умеем держать в узде эмоции, управлять перекатами «напряжение-расслабление-напряжение».

Вайцкин излагает более живо и эмоционально, вспоминая мелкие важные нюансы своих партий и боёв. В хвосте первой книги пристроились полезные айкидошные упражнения, а у Джоша описаны разные ментальные техники.

Например, после того как он оказался в ринге со сломанной рукой, — нашел способ «вызова озарений». Также интересна «стимулирующая последовательность» — чтобы переходить в зону комфорта усилием воли.

Но больше всего мне понравилась концепция «нейронного проводящего пути» и пакетирования информации.
Начинаем
Сначала мы изучаем, как передвигаются шахматные фигуры, и, доводя их передвижения до автоматизма, получаем один цельный пакет знаний, один ментальный файл.
Продолжаем
Потом мы изучаем простые тактики взаимодействия фигур, заучиваем варианты того, как развиваются комбинации. И получаем более крупные файлы.
Продолжаем продолжать
Потом простые тактики объединяются в сложные стратегии… И в какой-то момент вы можете верно оценить позицию одним взглядом на доску, не задумываясь. Все больше навыков переходит из сознательного в бессознательное, вы экономите силы и можете сосредоточиться на психологической борьбе с соперником.
Телодвижения? То же самое. Бойцы не думают над ними, все их комбинации ударов и сложные перемещения состоят из простых движений, с тщательного заучивания которых они когда-то начинали.

Или возьмем моё любимое текстописание. Нет смысла учить стилистику, если у вас плохо с орфографией. Когда пишете слова без элементарных ошибок, можно сосредоточиться на сочетаниях и избегать речевых ошибок. Запакетировали и это — осваивайте функциональные стили. Готово — изучайте жанры. И так — выше, выше, выше, всю жизнь. Горизонтальный альпинизм.
«Мастер — прежде всего мастер тренировок».
Новизна и разнообразие переоценены, если вас волнует мастерство, регулярно возвращайтесь к фундаменту — первичным, базовым элементам. Глубина освоения побеждает широту, правильная организация побеждает талант. Если б вы интересовались баскетболом, в этом месте я бы напомнил про Грегга Поповича и тренировочную философию San-Antonio Spurs.

Если предельно упростить, мастерство требует всего трех вещей: многих лет, многих сил и вашего неподдельного интереса к процессу. Если процесс не увлекает, совершенствоваться в нем нет смысла, пробуйте что-то иное. Дао результата не есть истинное дао. Начать легко, продолжать сложно. There's no app for that.

Дрова и воду, запомнили? Дрова и воду.

--
P.S. Если вам показалось, что одна из книг — лучше другой, вам показалось. Обе лучше.
Тимур Аникин, двадцать второго февраля 2017