— Да, cash flow на месте! Есть восхитительный артефакт этой эпохи романтического обезличивания книжного пространства: великий русский писатель Марина Серова. Она пишет 300 книжек в год и не имеет физического носителя. В городе Саратове существует литературное агентство, которое с привлечением сотен авторов производит книжки Марины Серовой. Книжки эти отлично продаются, она каждый год входит в список авторов бестселлеров. На «спинке» книг нарисована Марина Серова, написано, что она работала в силовых службах, потом разочаровалась во всем и стала писать… А человека нет.
Но такая модель и подразумевает полное вымывание персональности. Понятно, что Марина Серова является идеальным артефактом, но, честно говоря, Агриппина Аркадьевна Васильева, она же Дарья Донцова, недалеко от своей коллеги ушла. Огромное общественное внимание привлечено к пустотности фигуры автора.
Я лично из старомодных соображений заинтересован в том, чтобы литература жила в рамках улучшения и развития инфраструктуры книжного мира. Мне кажется, очень важно, чтобы писатель обладал некоторым нравственным авторитетом для своего читателя. Хотя и понятно, что когда писатель высказывает какую-то позицию, его успехи на открытом рынке снижаются: те, кто не разделяет его позицию, перестают его читать.
Причем речь не о «писателях для умных». Честертон очень точно писал о том, что массовая литература — гораздо более важный в этическом смысле продукт, чем литература «прорывная». Больше ареал её влияния, к тому же она напрямую работает с подлинным общественным этическим консенсусом. Если 10 интеллектуалов прочтут книжку «Как правильно ебать гусей», это строго говоря, не повлияет на их жизнь, жизнь общества…